Программа обучения реализуемая в Школе ESPerMasters

Laguz

Василий Валентин - Великие Алхимики Прошлого.

1 сообщение в этой теме

Василий Валентин. 

Василий Валентин (в буквальном переводе это имя означает «могущественный царь») – знаменитый алхимик XIV или, вероятнее, XV века, трактаты которого получили широкую известность в XVII веке. О личности автора никаких сведений не сохранилось; обычно предполагают, что что он был монахом-бенедиктинцем и жил в Эрфурте во второй половине XV века. Сочинения Василия Валентина в течение XVI в. распространялись во множестве рукописных копий; в начале XVII века они были изданы городским казначеем Франкенхаузена (Тюрингия) Иоганном Тёльде.

Важнейшие из них: «Триумфальная колесница антимония» (Currus triumphalis antimonii), «О великом камне древних мудрецов» (De magno lapide antiquorum Sapientum), «Последнее завещание» (Testamentum ultimum), «Раскрытие тайных приемов» (Apocalypsis Chemica), «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов» (Tractatus de rebus naturalibus et supernaturalibus metallorum et mineralorum), «О микрокосме» (De microcosmo), «О тайной философии» (De occulta philosophia), «Книга двенадцати ключей» (Duodecim Claves).

В сочинениях Василия Валентина приводятся новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения. Впервые упоминается соляная кислота, описывается способ её получения в виде так называемого «соляного спирта» (spiritus salts) при нагревании смеси поваренной соли с железным купоросом. Описывается действие «соляного спирта» на металлы и окислы металлов. В «Триумфальной колеснице антимония» Василий Валентин даёт подробное описание сурьмы и её соединений. Василий Валентин считал, что металлы состоят из трех начал – ртути, серы и соли.

Он подчёркивал, что под этими началами металлов не следует понимать соответствующие вещества: «Все, писавшие о семенах металлов, согласны в том, что сера представляет мужское семя металлов, а ртуть – женское семя; но это нужно понимать разумом и не принимать за семена металлов обыкновенную серу и обыкновенную ртуть, потому что обыкновенная ртуть, будучи сама металлом, не может быть семенем металлов. Также и обыкновенная сера представляет собой известь металлов. Каким же образом она может быть семенем?» «Соль», по его мнению, также не какое-либо определённое вещество, а отвлечённое начало, символизирующее способность металлов образовывать соли при растворении в кислотах.

Появление сочинений Василия Валентина ознаменовало собой период нового расцвета алхимии в Европе на базе уже значительно расширившихся по сравнению с XIII веком химических знаний. Алхимия почиталась за королевское искусство, которое с помощью философского камня могло дать эликсир долголетия. Возможно, он жил в XIV-м, а вероятнее всего, во второй половине XV-го столетия. Конечно же, при условии, что это не легендарная, собирательная фигура, а реальная личность. Большинство исследователей полагает, что Василий Валентин в своем трактате «Азот» первым употребил герметическую формулу: «Проникай в глубины земные и, очищая, обретешь скрытый (то есть оккультный) камень» (Visita Interiora Terrae Rectificandoque Invenies Occultum Lapidem). Василий Валентин полагал, что металлы состоят из трех оснований: ртути, серы и соли .

Кстати, его произведения появились в тот момент, когда страсти между сторонниками и противниками сурьмы достигли своего апогея. Сторонники привлекли в качестве доказательства своей правоты сочинения Валентина, который якобы доказал, что при помощи сурьмы можно освободить как золото, так и людей. У Валентина можно было отыскать сведения о том, как он получал из сурьмы средство для ухода за язвами и настойки. В опубликованном в 1626 году в Йене на немецком языке трактате "Последнее завещание и откровение небесной и земной тайны» (Letztes Testament und Offenbahrung der himmlischen und irrdischen Geheimnis), которое специалистами признано апокрифическим, от имени Василия Валентина говорится о металлах, об их «пище» и «небесных добродетелях». С точки зрения алхимической философии великой заслугой Василия Валентина было четкое определение третьего элемента, а именно соли. Эжен Канселье цитирует по этому поводу отрывок из книги «Заря медицины» («L’aurore de la Me decine») личного врача принца Оранского, Иоганна Батиста ван Гельмонта, который писал в 1652 году: «Василий Валентин, монах-бенедиктинец, гораздо яснее прочих очертил душу металла, которую назвал серой, или тинктурой; вещества, то есть соли; и, наконец, духа, названного им ртутью.

Принципы сии у Василия позаимствовал столетия спустя Теофраст Парацельс; он применил их самым изумительным образом в отношении всей совокупности веществ». Великий интерес составляет его знаменитая максима: «Проникните должным образом в недра земные и вы найдете спрятанный камень, истинное снадобье». По латыни это пишется так: VISITETIS INTERIORA TERRAE RECTIFIANDO INVENIETIS OCCULTUM LAPIDEM VERAM MEDICINAM В этом изречении первые буквы слова, если их написать вместе, образуют V.I.T.R.I.O.L.U.M., то есть купорос — название, данное адептом тайной соли и растворителю, которые использовались в магистерии. Все произведения Василия Валентина были изданы после его кончины. Среди них: "О великом камне античных мудрецов" (De magno lapide antiquorum Sapientum, 1599), "Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов" (Tractatus de rebus naturalibus et supernaturalibus metallorum et mineralorum, 1603), "О микрокосме" (De microcosmo, 1608), "О тайной философии" (De occulta philosophia). alhimik.ru

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас