Программа обучения реализуемая в Школе ESPerMasters

Adamant

Гэ Хун - китайский даосский учёный и алхимик, знаменитый своими энциклопедическими трактатами.

1 сообщение в этой теме

Великие мыслители древности зачастую неизвестны потомкам, в лучшем случае их творения доходят до них в пересказах. Можно сказать, что в этом смысле одному из наиболее видных представителей даосизма, китайскому энциклопедисту, ученому, лекарю и алхимику Гэ Хуну повезло - его трактаты, в которых в доступной для многих форме были заложены основы концепции и практические методики даосизма, дошли до наших дней.

 

Гэ Хун, или Чжичуань – представитель аристократического, но обедневшего рода. Он родился в 283 году в городе Даньян на юге Китая. В его семье сохранялись как традиции военной службы, так и приверженность учению даосизма. Двоюродным дедом Гэ Хуна был известный представитель школы Саньхуанвэн Гэ Сюань, оставивший семье большую библиотеку. Мальчик рано остался сиротой, однако, несмотря на материальные затруднения, усердно занимался своим образованием, изучением теории и практики дао. В 304 году во время восстания Ши Бина Гэ Хунпоступил на военную службу, и после подавления мятежников получил небольшой дворянский титул. После военной службы Гэ Хун сделал попытку изучения даосских текстов северных школ. Однако север Китая был охвачен смутами и волнениями, и путешествие туда было небезопасным. Гэ Хун возвратился в Гуанчжоу, и с помощью своего друга Цзи Ханя устроился в канцелярию губернатора Дэн Юэ, а вскоре женился на Бао Гу, дочери чиновника Бао Цзина. В этой семье также развивались традиции даосизма, а Бао Гу хорошо разбиралась в мокса-терапии (лечении прижиганием).

 

Карьера Гэ Хуна развивалась очень успешно, со временем он стал советником будущего императора Ван Дао, сумев сохранить при этом скромность манер и неприхотливость привычек, которые заслужили ему прозвище 'мудреца, объемлющего пустоту' или Баопудзиши. Кроме того, Гэ Хун вместе с тестем организовал даосскую общину, и много работал над алхимическими опытами и практиками даосизма. Результатом его исследований стал трактат, названный собственным прозвищем 'Баопу-дзы'. Эта книга является энциклопедией знаний, собранных во всех текстах дао того периода, при этом форма изложения делала ее доступной для любого человека с хорошим образованием. В 'Баопу-дзы' приводился анализ общефилософских вопросов, но основным содержанием было исследование возможности достижения бессмертия, для чего требовалось объединение медитаций, дыхательных и гимнастических упражнений, а также прием алхимических средств. Согласно Гэ Хуну, алхимическая пилюля бессмертия могла быть внешней, приготовленной из определенных веществ, или внутренней, созданной объединением ци (энергии) и цзинь (семени). К сохранившимся трудам китайского мудреца относят также и медицинский справочник 'Рецепты на случай необходимости', в котором большое внимание уделено мокса-терапии, жизнеописания даосских мудрецов и сборник рассказов 'Заметки западной столицы'.

 

В 333 году Гэ Хун попросил у императора Чэн Ди перевода в южные провинции, где находились залежи необходимой ему для опытов киновари. Разрешение было получено, однако губернатор Гуанчжоу Дэн Юэ прервал его путешествие и поселил Гэ Хуна на горе Лофушан, где им была организована даосская община. Через десять лет, почувствовав приближение смерти, Гэ Хун послал за Дэн Юэ, однако губернатор уже не застал мудреца в живых. Тело Гэ Хуна после смерти оставалось гибким и не носило на себе следов разложения. Во время похорон ученики мудреца обнаружили, что закрытый гроб стал очень легким, и, открыв его, увидели, что тело исчезло. Вследствие этого, Гэ Хун был причислен к бессмертным даосским святым.

Некоторые его изречения.

Люди, видящие только мелкое, считают, что раз уж они узнали нечто одно, то и говорить больше не о чем. Они не понимают той истины, что хотя они и получили хороший способ, тем не менее, надо продолжать поиски, не прекращая их. Если и работу прекратить, и целый день выбросить без дела и таким образом всегда поступать, то и определенного смысла в этом не будет, и две потери окажутся налицо".

 * * *

Направлять свои силы на то, что превосходит их, и тщетно пытаться поднять такой груз — вот, что вредно; тоска и печаль, горькие воспоминания — вот что вредно. Чрезмерные радость и веселье — вот, что вредно; долгая болтовня и смех — вот, что вредно. Валяться на постели и зря терять время — вот, что вредно; напиваться до беспамятства, а потом блевать — вот, что вредно.

Наедаться до отвала, а потом ложиться спать — вот, что вредно; задыхаться, будучи утомленным бегом и прыжками — вот, что вредно. Длительное отсутствие соединения инь и ян — вот, что вредно. Если эти приносящие вред поступки все присутствуют, то это ведет к ранней смерти. Ранняя смерть не есть Дао-Путь.

Таким образом, если говорить о способах пестования жизни, то они заключаются в том, чтобы не спать чрезмерно много, не ходить чрезмерно быстро, не утомлять слух напряженным вслушиванием, не утомлять зрение долгим всматриванием, не ложиться в чрезмерном утомлении, не кутаться до прихода холодов и не раздеваться до наступления тепла, не доводить себя до крайнего голода, не есть больше, чем нужно, чтобы насытиться, не доводить себя до крайней жажды и не пить больше, чем нужно, чтобы утолить жажду.

Искусный мастер может научить людей пользоваться циркулем и угольником, но он не может научить людей таланту. Мудрый учитель может научить людей тому, что написано в книгах, но он не может научить вести себя так, как в этих книгах советуется.

Практика Дао-Пути подобна обработке поля, а достижение успеха в практике подобно сбору урожая. И земля может быть плодородной, и воды вдоволь, но погода выдаётся плохой или плуг с мотыгой не применят правильно - вот и получится так, что посеяли горы зерна, а не взошла ничего; и земли было вдоволь, а урожая никакого.

Обычные люди не понимают, что польза производит пользу. Не знают они и того, что ущерб тоже производит ущерб. А ведь об ущербе проще узнать и его легче устранить, а о пользе труднее узнать, и требуются усилия, чтобы её получить.

Если люди не могут сделать того, что легко, то как требовать от них, чтобы они делали то, что трудно. Ущерб напоминает процесс пожирания масла огнем светильника: никто не замечает, как это происходит, а вот уже масла и нет. А польза подобна тому, как всходят ростки на полях: никто не замечает этого, а поле вдруг оказывается густо покрыто зеленью.

Поэтому работа по поддержанию тела в порядке и по пестованию природной сущности должна быть тщательной и усердной: нельзя пренебрегать даже малой пользой и не стремиться получить её; нельзя допустить появления даже крохотного ущерба и не стремиться защититься от него.

Ведь малое собирается вместе, и получается большое, единицы слагаются друг с другом, и получаются миллиарды. И посему тот, кто умеет ценить малое и достигать успеха в мельчайшем, близко подходит к познанию Дао-Пути

doc14_1.jpg

 

Изменено пользователем Adamant
2 пользователям понравилось это

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас