Программа обучения реализуемая в Школе ESPerMasters

Laguz

Альберт Великий - великие Алхимики прошлого

1 сообщение в этой теме

Альберт Великий Albertus Magnus (1193-1280)

Альберт Великий, точнее Альберт Больштедтский, родился в состоятельной семье в городе Лаунингене (Лонжене) на Дунае в 1193 году. Ранние его достижения были крайне посредственны и не давали никакого повода предполагать, что он станет величайшим учёным своего времени. Легенда утверждает, что разгадка тайны - в чуде. Говорят, что Дева Мария явилась перед юным Альбертом и спросила его, в какой науке тот хотел бы добиться выдающихся результатов. Юноша выбрал философию, и Дева Мария пообещала исполнить его желание, Однако, добавила Дева, Она огорчена тем, что выбор был сделан не в пользу теологии, и, в наказание за недостаток благочестия, Она к старости ввергнет его в прежнюю глупость. Как бы то ни было, Альберт продолжал вести жизнь богатого студента в Павии до тех пор, пока не встретил странствующего монаха, уговорившего его вступить в Орден Святого Доминика - к тому времени очень влиятельное братство - для того, чтобы посвятить себя изучению наук в полном спокойствии. В разгар непрерывных средневековых войн монастыри были действительно единственными мирными уголками, где сохранялось и передавалось знание. Так Магнус стал доминиканцем, но орден пошёл на крайне важную, исключительную уступку - Альберту было позволено иметь собственные средства и жить на них до самой смерти. Проведя после этого некоторое время в Кёльне, в 1245 году Магнус переехал в Париж, чтобы добиться вожделенной степени магистра, присуждавшейся Парижским университетом. Для этого необходимо было в течение трёх лет успешно преподавать в Сорбонне. Первая лекция, прочитанная Альбертом, стала его триумфом. Аудитория была переполнена слушателями, однако поиски большего помещения не увенчались успехом. Никакой зал не мог вместить всех желающих послушать Альберта, и его лекции были перенесены за пределы здания на площадь, которая с тех пор носит его имя - площадь Мобер (Maubert; М - магистр, Aubert - французская форма имени Альберт). Кроме этого, он читал в качестве доминиканца, публичные лекции в Гильдесгейме, Регенсбурге и Кёльне.

Однако не только философия интересовала Альберта. Он был разносторонне образованным человеком. Среди прочего, он оставил после себя труды по химической минералогии, которые далеко превосходили все написанные к тому времени в этой области. И, естественно, он был поклонником Алхимии.

До наших дней дошло пять алхимических трактатов, подписанных его именем, из которых наиболее известным является трактат "De Alchemia" ("Об Алхимии"). Кроме того, до нас дошло два небольших руководства по магии "Превосходные секреты Альберта Великого" и "Превосходные секреты Альберта Малого". Научный авторитет Альберта был столь значителен, что на протяжении долгого времени происхождение различных его работ не вызывало и тени сомнения. Эти же два руководства были признаны апокрифическими намного позднее, когда более внимательные критики обратили внимание на то, что "Альберт Малый", цитирует, например, Парацельса и Василия Валентина, живших примерно двумя столетиями позже, чем предполагаемый ранее автор. Наконец, в начале двадцатого века, когда Альберт был канонизирован, католическая церковь отказалась признать, что он вообще когда-либо интересовался Алхимией, и, следовательно, все приписывавшиеся ему герметические трактаты суть не что иное, как подделка. То, что Альберт был алхимиком, сегодня не вызывает никакого сомнения. Несколько крупных библиотек владеют манускриптами, написанными его собственной рукой (почерк его изучен в совершенстве), которые излагают результаты его герметических исследований. Что касается авторства опубликованных трактатов - здесь вопрос более сложный. Складывается впечатление, что Альберт является автором "Об Алхимии", или, по крайней мере, трактат этот был написан под его руководством. С большей степенью определённости можно также утверждать, что он не писал ни одного из остальных приписываемых ему трактатов. Однако - и это ещё не самое удивительное - некоторые исследования, проведённые в крупном американском университете, неопровержимо доказали, что перу Магнуса принадлежит, как минимум, часть "Секретов Альберта Великого". Естественно, это привлекло специалистов из заокеанского университета в замешательство. Они решили, что Альберт либо сошёл с ума, либо намеренно дурачил весь мир. Однако их изумление ещё более возросло, когда дальнейшие исследования показали, что большая часть неопубликованных работ Альберта состоит из текстов, очень похожих на упомянутые руководства по популярной магии. Несомненно, предположили они, Альберт не хотел публиковать эти тексты, поскольку считал слишком важными для того, чтобы сделать их доступными всем и каждому! Истина же достаточно фантастична, хотя и очень проста, - книги по магии представляют собой алхимические трактаты написанные гораздо более сложным кодом, чем иные подобные работы. Ниже мы приводим цитату из первой главы второй книги "Секретов Альберта Великого": "Первое растение управляется Сатурном и называется оффодилиус. Его экстракт - превосходное средство для облегчения и излечения болезней почек и ног. Его также можно давать тем, кто страдает болезнями мочевого пузыря. Если сварить немного корня и завернуть его в белую ткань, то можно излечить тех, в кого вселился дьявол или кто впал в меланхолическое безумие. Тот же корень можно использовать и для изгнания из дома злых духов". Этот явно бессмысленный текст приобретает значение как только мы осознаём, что перед нами - алхимический рецепт, относящийся к Сатурну, иными словами - к свинцу. Вскипятить корень, то есть извлечь металлическую сущность металла с помощью огня, значит привести его в белую стадию Великого Делания, которая символизируется здесь одеждой того же цвета. На самом деле эта кажущаяся магической формула просто описывает одну из стадий Делания Мастера. С 1244 года учеником Альберта стал Фома Аквинский, впоследствии также причисленный католической церковью к лику святых. Магнус не только учил его тем наукам, которые преподавал публично, но и пробудил в нём интерес к Алхимии. До нашего времени сохранилось несколько герметических манускриптов, написанных рукой Фомы. В одном из них, "Сумма теологии", он задаётся вопросом, оправдано ли использование герметического золота, и приходит к выводу, что природное золото не может быть признано более предпочтительным ни в каком отношении. Далее Фома пишет, что сам он всегда использовал и то, и другое, не замечая никакой разницы. Это можно рассматривать как подтверждение того, что он помогал своему учителю проводить опыты по трансмутации металлов. И Альберт Великий, и Фома Аквинский увлекались также созданием механических приспособлений, которые были в то время в большом почёте. Говорят, что они создали голову, которая могла говорить и отвечать на вопросы (правда, эту историю рассказывают и про алхимика Герберта, ставшего позднее папой Сильвестром II). Но однажды голова вышла из-под контроля и до того разозлила Святого Фому своей непрекращающейся болтовнёй, что тот схватил палку и размозжил её. Не стоит упоминать, что история эта не имеет под собой никаких оснований. Она была впервые опубликована только в восемнадцатом веке и вполне могла быть либо чистым вымыслом, либо неправильным толкованием одного из алхимических текстов Альберта, упоминавших о "голове" (caput mortuum), что, на самом деле, относится к одной из фаз первовещества в Делании Мастера - остатку, полученному после дистилляции. С другой стороны, ещё одна странная история из жизни Магнуса, которая обычно считается легендой, вполне могла иметь место в действительности. Недавние исследования в архивах близ Кёльна, где происходило описанное ниже событие, показывают, что очень многие люди видели так называемое "чудо" и оставили подтверждающие друг друга свидетельства. История утверждает, что Альберт Великий, удостоенный в Париже степени магистра, удалился на покой в местечко недалеко от Кёльна. Здесь он захотел купить участок земли, принадлежащий графу Уильяму II голландскому, для строительства монастыря. После того, как граф отказал ему, Альберт прибегнул к очень необычной уловке. Когда однажды граф приехал в Кёльн, Магнус пригласил его на банкет, якобы устроенный в его честь. Граф принял приглашение и прибыл в дом знаменитого учёного в сопровождении большой свиты. Была середина зимы, и стояли такие холода, что Рейн промёрз до самого дна. Естественно, граф и его свита были поражены, обнаружив, что Альберт устроил угощение на открытом воздухе, расставив столы прямо в поле, покрытом глубоким снегом. Крайне раздосадованный граф собрался было уехать, когда Альберт предложил ему подойти и сесть рядом. Репутация Магнуса была столь велика, что после минутного колебания граф всё же согласился. Не успел он сесть, как небо очистилось, засветило жаркое солнце, и сильнейший северный ветер внезапно прекратился. Снег растаял, и некоторые свидетели даже утверждают, что появились цветы и первые почки на деревьях. Граф был настолько ошеломлён увиденными чудесами, что согласился на сделку. После того, как пиршество закончилось, появившиеся почки замёрзли. Применил ли Мастер Альберт коллективный гипноз или использовал какой-то другой метод? Кто знает? Одно можно сказать наверняка : многочисленная свита графа, некоторые граждане Кёльна и крестьяне из поместья Альберта - все рассказывают эту историю примерно одними и теми же словами, что не позволяет сомневаться в из искренности. В 1259 или 1260 году Альберт Великий был назначен епископом Регенсбурга, однако пробыл в этом звании не долго, поскольку относился с отвращением к своим обязанностям. Пять лет спустя он предпочёл монастырскую келью мирской суете, но после блистательного появления в Лионе, он снова вернулся к преподаванию. Во время одной из лекций его хватил апоплексический удар. Пророчество Девы Марии исполнилось. Альберт вновь впал с состояние слабоумия, на протяжении последующих трёх лет разум его быстро угасал. В 1279 году Альберт теряет память и до конца жизни затворяется в монашеской келье. Когда епископ Кёльнский пожелал навестить его, он ответил из-за запертой двери: «Альберта здесь больше нет». 15 ноября 1280 года он умер, и все жители города, облачившись в траурные одежды, торжественно проводили его в последний путь. Сразу же после смерти его стали почитать как святого, хотя некоторые враги обвиняли его в колдовстве и издевательски напоминали о постигшем его перед кончиной слабоумии: «Монсеньор Альберт сначала преобразился из осла в философа, затем из философа в осла». Но люди проникались к нему все большим благоговением, и на могиле его происходили чудеса.В 1637 году Рим официально признал его Блаженным, а в 1931 году он был канонизирован папой Пием XI. Наконец в 1941 году папа Пий XII провозгласил его патроном всех наук и христианских ученых. Альберт Магнус пользовался у своих современников, и ещё больше у потомства, репутацией величайшего учёного и обладателя разностороннейших знаний; градацию последних один писатель XV века Иоганн Тритемий определяет следующими словами: "Magnus in magna naturali, maior in philosophia, maximus in theologia". Он пользовался также всеобщим уважением за свой благородный характер. Из его многочисленных сочинений самыми важными, в смысле определения его отношений к алхимии, являются: "De Alchymia" и "De rebus metallicis et mineralibus". Советы Альберта Великого, которые даются им в трактате «Об алхимии» и вплоть до сегодняшнего дня сохраняют ценность для всех герметических философов: “Да будет алхимик скромен и молчалив; да не раскроет он тайну опытов своих никому. Да живет он вдали от людей, в собственном доме, где две или три комнаты должны быть отведены для опытов его. Да определит он со всем тщанием время и часы работы своей. Да будет он терпелив, усерден и настойчив. Да совершит он, в согласии с правилами искусства, растирание, сублимацию(возгонку), закрепление, прокаливание, растворение ,дистилляцию(перегонку) и закрепление. Да не пользуется он иными сосудами, кроме как из стекла или глазурованной глины, дабы избежать воздействия кислот Да будет он достаточно богат, чтобы оплатить расходы, коих потребуют опыты его. Да избегнёт он всяких близких отношений с принцами и вельможами. Ибо поначалу станут они торопить его в работе, в случае же неудачи ожидают его жесточайшие пытки, тогда как награда за успех будет ему темница”. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас