Программа обучения реализуемая в Школе ESPerMasters

Laguz

Алхимия. Mutus Liber ( Немая Книга )

2 сообщения в этой теме

Алхимики описывали Великое Делание во множестве трактатов, но наиболее оригинальным из них и символически полным является MUTUS LIBER - Книга без слов. В ней практически отсутствуют слова вообще, а все процессы изображены в виде знаков и символов. Это фактически единственный алхимический трактат такого типа. Именно эта особенность делает MUTUS LIBER великолепным и уникальным образцом алхимического символизма. Впервые эта книга анонимно была издана во Франции в 1677 году. В 1702 году она была переиздана вновь. В новом издании она была представлена в виде 15 гравюр на отдельных листах

Множество людей пыталось понять процессы и операции, изображенные в книге без слов, но ее символические рисунки ставят в тупик не только ученых, но и алхимиков. Именно загадка, заключенная в MUTUS LIBER делает эту книгу столь привлекательной в глазах исследователей. Тот, кто хочет постичь ее тайный символический смысл, скрытый в гравюрах MUTUS LIBER должен самостоятельно воспроизвести процессы и восполнить все те нюансы коих так много в книге без слов. Однако при этом следует учесть, что только духовный поиск и озарение могут помочь в этом трудном Деле т.к. алхимики всегда имели дело не только с материей, но, прежде всего с Духом. В 1702 году «Немая книга» была переиздана в так называемом «Своде Манже», сборнике алхимических сочинений под общим названием «Bibliotheca Chemica Curuisa». В новом издании она была представлена в виде 15 гравюр на отдельных листах, гравюры выполнены тоньше и артистичнее, чем в первом издании, хотя, как свидетельствует И.Фабрициус, совпадают по форме и содержанию, за исключением первой гравюры, на заднем плане которой, в издании Манже изображено море, набегающее на сушу. В оригинальной французской гравюре этой детали не было.

Гравюра №1. 

В центре гравюры изображена лестница, ведущая к небу и свидетельствующая о возможном единении дольнего и горнего, а стало быть о безусловном успехе алхимического предприятия. Письмена, начертанные в пространстве овала, означают: «Mutus Liber, in quo tamen tota Philosophia Hermetica figuris hieroglyphicis depengitur, ter optimo maximo Deo misericordi consecratus solisque filiis artis dedicatus authore cujus nomen est Altus» («Немая книга, в которой представлена в иероглифических фигурах вся герметическая Философия, посвящённая всемилостивому Богу, трижды благому и трижды великому и обращённая только к сынам искусства автором её, чьё имя Альтус»). Rupellae, Petrum Savovret, 1677. Альтус, или Старейший. Он же христианизированный Иаков, сквозной персонаж всех пятнадцати гравюр, возможно персонифицирующий французского алхимика Жака Толле (1630-1696), за которым устойчиво закрепилась репутация мастера успешных превращений металлов.

Чтобы тщательно скрыть загадку библейских отсылок, анонимный автор изображает на первой гравюре "Mutus Liber" ночное светило в его последней четверти, которая считается философски противоположной всем алхимическим операциям. На переднем плане - библейский Иаков, алхимик, погружённый в сон, лежит головой на огромном камне, который должен стать Философским. В камне видна полость, из которой быстрым потоком к его ногам истекает ручей-водопад. Лестница Философов (Scala Philosophorum), ведущая к небу, свидетельствует о возможном единении дольнего и горнего, а стало быть о безусловном успехе алхимического Великого Делания. На этой лестнице, направленной в ночное небо, усеянное звёздами и озарённое лунным серпом, стоят два Ангела, трубящие в горны, очень похожие на трубы церковной иконографии. Небесные посланцы, один находится выше другого, указывают на два пути к обретению Философского Камня - первый долгий и подробно описанный - Влажный путь, и второй, тайный и краткий - Сухой путь. Следует обратить внимание на то, что фронтспис первого издания "Mutus Liber" отличается от фронтсписов последующих изданий прежде всего пейзажем - безводным и сухим.

Гравюра №2. 

Алхимик и его Сестра по тайному делу герметического искусства молят всевышнего ниспослать живой воды небесной. Над ними ангелы держащие запаянный алхимический алембик, в коем Нептун, опекающий только-только рождённые Солнце-золото и Луну-серебро. Иносказание начала алхимических метаморфоз. Над ангелами Солнце как обещание божественного откровения.

Гравюра №3. 

Подготовка к основным алхимическим процедурам. В горних высях Зевс-громовержец верхом на орле. Внизу сотворённый мир, явленный в трёх концентрических сферах: внешняя сфера представляет Воздух и море; средняя - землю и пленение священной рыбы для Мелузины; Внутренняя - пленение священной рыбы для Нептуна, повелевающего волнами.

Гравюра №4.

Начало Великого Делания. Солнце и дождь напитали ткань-плащаницу. Адепты алхимического искусства выжимают эту ткань, собирая первичную материю для последующих с ней операций. Содержимое блюда, согласно одной версии, - майская роса, близкая к квинтэссенции, согласно другой, - грубые природные вещества, которым ещё только предстоит стать освящёнными и составить материал для Философского Камня. Овен и Телец - астрологическая подсказка времени начала Великого Делания.

Гравюра №5.

Собранная Первичная Материя подвергается перегонке. Жидкость наливается в перегонный куб, помещённый в печь. Дистиллат помещают в большой сосуд, а остаток ковшиком в маленький, который передают странному существу с лунным знаком на груди и с ребёнком на руках, что должно означать рождение новой Луны (может быть, возрождённого серебра). Дистиллат нагревают в печи в течение сорока дней, о чём свидетельствует число 40, начертанное на нижней кладке печи.

Гравюра №6.

Дистиллат переливают в другой сосуд и вновь перегоняют. Явление золотого цветка, свидетельствующего появление главного цвета Великого Делания. Остаток с золотым цветком переливают в сосуд поменьше. Прокаливание остатка в печи должно привести к золотоносному Солнцу.

Гравюра №7. 

Обжиг и соединение. Чёрная зола, измельчённая в порошок, пересыпается в открытое блюдо, а затем в алембик. В алембик наливают жидкость и ставят на огонь. Смесь взбалтывают и переливают в склянку с четырьмя звёздами на стенках. Нагой человек (Сатурн или Кронос), пожирающий собственное дитя, сидит на костре. Затем по-видимому, он же - пересаживается в ушат, держа ребёнка на руках. Его главу орошают дистиллатом, а ребёнок оказывается на руках другого нагого человека (вероятно алхимика), стоящего перед Сестрою, его помощницей, держащей в руках четырёхзвёздную склянку. Сатурн персонифицирует свинец, способный претерпевать превращения под воздействием крови младенца - минерального духа металлов. Обжиг и удаление продуктов сгорания - залог успешного высвобождения этого чудодейственного духа.

Гравюра №8. 

Ангелы влекут Меркурия, попирающего ногами Солнце и Луну и способного улучшить приготовленную смесь. Взлетевшие птицы свидетельствуют возгонку летучих компонентов, высвобожденных в результате обжига материи. Моление адептов, наблюдающих за алембиком, в котором вываривается на закрытом огне новая смесь.

Гравюра №9. 

Это изображение сходно с изображением на гравюре № 4. Однако здесь под солнечные лучи, свидетельствующие божественную мощь, выставлен дистиллат. Высушенную материю пересыпают в сосуд. Меркурий с жезлом и крылышками на голове споспешествует Сестре, держащей сосуд с материей, постепенно обретающей совершенство.

Гравюра №10. 

Равные навески двух веществ, маркированных звездой и цветком соответственно, смешивают и запечатывают в Философское Яйцо. Алхимик разводит огонь и заплавляет сосуд, помещаемый затем в атанор. Рукопожатие Солнца и Луны символизирует амальгамирование основополагающих веществ - Ртути и Серы Мудрецов. Число 10 - совершенное число сотворения, тождественное центру мишени - цели Великого Делания.

Гравюра №11.

Ангелы вновь влекут Меркурия, находящегося в алембике. Алембики Сестра вымаливают у Бога успех предприятия. Почти совпадение с изображением на гравюре № 8, однако исчезло сухое вещество в алембике с Меркурием и Лунный серп под ногами Меркурия превратился в полную Луну. Повторение ритуально-процедурных действий - залог успешной трансмутации.

Гравюра №12. 

Вновь повторение, за исключением важных деталей, долженствующее гарантировать успех дела алхимиков и надёжность помощи Меркурия

Гравюра №13. 

Повторение изображения на гравюре № 10, но с той существенной разницей, что цветок заменён Солнцем, что по-видимому, умножающим образом влияет на мощь Философского Камня. Число наивысшего совершенства 10 десяти-, сто-, тысяче- и т.д. кратно увеличено, что свидетельствует о безграничных возможностях Великого Магистерия.

Гравюра №14. 

Извлечение сосуда из печи, вскрытие сосуда, взвешивание материала. Перегонные кубы маркированы солнечными знаками. Алхимик и Сестра. Меж ними Философское Яйцо. Адепты произносят таинственное заклинание - Великое Делание завершено.

Гравюра №15.

Эта, последняя, гравюра созвучна первой. Пожилого старца (Иакова, а может быть, и Меркурия) купидоны увенчивают венком поощрителя трансмутации. Алхимик и Сестра теперь уже обладают искомой тайной. Безжизненное тело - былая Первоматерия. Извлечение жизненных сил сокровенных ферментов. Солнце-золото и Луна-серебро - итог материального и духовного совершенствования. Попрание смерти смертью же. Смерть во имя жизни в совершенном своём обличии. Сокровенный свет, высвобождённый из мрака видимого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

просто нет слов ). Какойто маг для себя нарисовал это все , увидев эти рисунки в следующем своем воплощении он обязательно должен понять что вложил в каждый рисунок. Похоже что так .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас